Jan. 24th, 2006

alexrat: (Default)
 
На днях закончил читать сборник "Время золота, время серебра", в который вошли повести Веры Камши, Элеоноры Раткевич и Сергея Раткевича. Следует отметить, что сей сборник изначально тяжело у меня пошёл. Возможно дело в том, что я увяз в первом же предложении: "Хьюго Дерракотт тряхнул обвязанной окровавленной тряпкой головой и едва не взвыл от боли", пытаясь представить, зачем этот странный человек тряс обвязанной вокруг чего-то окровавленной тряпкой, взяв её головой, и как это вообще можно сделать??? Долго думал, пока наконец из этих перемешанных кусочков мозаики не собралась картинка. Но, темп уже был безнадёжно утерян. В результате книга читалась три недели, срок для меня почти рекордный. Обычно такие вялотекущие книги я вообще не дочитываю, терпения не хватает, но тут уж совсем читать было нечего, пришлось дочитывать. Итак...
Довольно трудно представить, чтобы в одном сборнике, тем более посвящённом одному и тому же миру сошлись два столь разных автора, как Камша и Раткевич, но это случилось. Следует заметить, что авторы не стали даже пытаться свести сборник к какому-то единому стилю. Каждая часть выстроена по характерным для каждого автора схемам.
Вера Камша. "Время золота" (зачем-то получившее выбивающийся на фоне остальных частей латинянский подзаголовок "Crataegus Sanguinea"). Не знаю, как в романах, а в её повестях и рассказах, я уже не первый раз встречаю этот вариант: имеется два-три светлых героя, всех из себя ужасно благородных, но скованных по рукам и ногам собственной честью, а кругом одни мерзавцы, негодяи, подонки, интриганы, узурпаторы, а ещё ж надо страну спасать (а то и весь мир). В этой сложной обстановке и приходится действовать главным героям повести: благородному полководцу, отправленному на верную гибель ужасно коварным тираном, и деревенской (а потому чистой и неиспорченной излишествами всякими нехорошими) девушке, одержимой духом предательски убиенного (а потому естественно тоже благородного) предыдущего короля, радеющего о благе родины. Конечно же, никто не сомневается, что торжествующее и всеобъемлющее в начале книги зло будет наказано, а добро восторжествует. Концовочку немного портит только то, что вопреки известной литературной традиции не все умерли, но так даже интереснее, ибо уцелевших в результате жальчее. ("Через час те из вас, кто останется в живых, будут завидовать мертвым". © Джон Сильвер).
Вообще, эта часть книги вызывает больше всего вопросов, ибо пытается быть логичной. Пытается как-то обосновывать поступки и мотивы главных героев.
Пожалуй, больше всего меня мучило три вопроса:
  1. Возможно ли закрыть собой другого человека от стрелы, пущенной из засады??? Не могу назвать себя экспертом по стрельбе из лука, но почему-то мне всегда казалось, что стрела летит довольно быстро, и для того, чтобы встать у неё на пути нужно обладать рефлексами ниндзя из дешёвых мультиков. Не видя, откуда стреляли, не будучи готовым к этому, услышав звук летящей стрелы, определить откуда был произведён выстрел, траекторию полёта и перекрыть её собой. Почему-то мне не верится...
  2. Зачем в тексте так много аналогий армией гномов и фашистской Германией??? Почему-то при прочтении сама собой за образом гномской армии встаёт картина с бравыми зольдатами, марширующими под гордыми знамёнами тысячелетнего рейха, со всем их штандартенфюрерами. Как-то слишком много накапливается совпадений. Гномы говорят на немецком языке. Их армия имеет прежде всего техническое преимущество. Есть у них и свой Гитлер — стратегическая бездарность, мечтающая о мировом владычестве, нежно лелеющая идею расового превосходства и вынашивающая планы геноцида. Единственное, чего не хватало гномской армии для окончательного сходства — это опыта боевых операций и опытных полководцев таких как Гудериан, например. Благодаря этим отличиям, гномы были обречены. Почти в точности повторив судьбу фашистской армии, вторгшейся в СССР, они сперва завязли, не сумев реализовать концепцию Блицкрига, а затем были добиты ужасными погодными условиями, правда роль русской стужи сыграла жара.
  3. Казалось бы совсем неважный вопрос, но мучивший меня всю книгу. Почему гномский строй в этой книге называется шартом??? Привыкли мы уж как-то к хирду...
Вторая часть "Время серебра" написана Элеонорой Раткевич. В этой части всё наоборот. Конечно тоже есть интриганы, завистники, сволочи, мерзавцы, но их так мало, они такие затюканные, что просто жалко становится, как мимоходом берёт над ними верх могучее и многочисленное добро. Вообще, с недавнего времени начал ловить себя на мысли, что в последних книгах Раткевич, я не столько сопереживаю героям (чего им сопереживать, они же всё равно победят и в борьбе обретут счастье своё, а заодно и кому-нибудь ещё счастье обрести помогут мимоходом?), сколько несчастным злодеям, встающим у них на пути. Тяжко им бедным приходится. Что бы они не делали, всё оборачивается против них. С хорошенькими главными геройчиками всё наоборот. Какие бы ошибки они не совершали, как бы неверно не истолковывали действия окружающих, сколь не абсурдны были бы принимаемые ими решения, ничто не может помешать неотвратимости победы силищи добра.
Признаться меня несколько шокировало, как в конце своей части Элеонора Раткевич лихо опустила сорок лет жизни героев, как некий ничего не значащий момент и перескочила непосредственно к классической развязке "умерли в один день". Конечно, на тот момент уже было ясно, что ключевые события этих сорока лет будут освещены в третьей части, но всё-равно, как-то покоробило...
Третья часть "Искусство предавать", написанная Сергеем Раткевичем, наконец-то уводит нас от животрепещущих проблем всевозможных монархов к животрепещущим проблемам всего рода человеческого (и гномского). Женщины не должны умирать родами. Бесспорный тезис. Автор поставил перед собой неразрешимую задачу, найти универсальное средство (подразумевался некий химический препарат), который позволит женщинам рожать без угрозы для здоровья и жизни. По-моему слабому медико-биологическому разумению существование такого препарата столь же реально, как и пилюли дядюшки Ляо, излечивающие одновременно насморк, астму, диарею и плоскостопие. Но в конце концов, это ж фантастическая книжка, это ж эльфийское средство, это ж может быть чудо! Ан нет, оказывается, речь шла банально о наркозе, который позволит делать женщинам кесарево сечение в случае проблемных родов. Мягко говоря совсем не панацея. И с наркозом женщины бывает умирают родами, а иногда и из-за наркоза. Разочаровал меня автор подобным решением заявленной суперзадачи. Опять-таки довольно сомнительным представляется мне, что за долгие годы поисков этого средства его не смогли открыть повторно... Хотя в реальном мире действительно эффективный в таких случаях наркоз изобрели всего полтора века назад... Но так ведь мы-то его открывали впервые. Автор не смог убедить меня, что найденное им решение действительно решает проблему, заявленную в начале книги. В остальном же — это более Раткевич, чем настоящая Раткевич.

March 2014

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819 202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 3rd, 2025 04:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios